
В Солигорске смонтированы 6 из 9 модулей экстрим-парка. Его место - рядом с роллер-треком.
Несмотря на высокую степень строительной готовности, уникальный для постсоветского пространства параболический роллер-трек на набережной Солигорска, принявший 17 октября 2020 года первые открытые показательные соревнования по роллер-спорту с участием 12 членов национальной сборной по скоростному бегу на коньках, продолжает оставаться строительным объектом.

Вот что сообщал сетевому изданию str3.by в октябре прошлого года заместитель генерального директора — начальник управления капитального строительства ОАО «Беларуськалий» Александр Михневич: «Во всей красе, завершенным объект предстанет перед солигорчанами в следующем году. В частности, на весенний период, более благоприятный с точки зрения соблюдения технологии перенесены работы по устройству специального покрытия трека, поверх асфальта, и нанесению разметки. Покрытие это должно обеспечивать хорошее сцепление с роликовыми коньками и должно быть одобрено Международной федерации спорта на роликах и скейтбордах. Так же на весну следующего года перенесен этап поставки и монтажа площадки со специальным оборудованием для выполнения роллерами и скейтерами трюков. К слову, это более серьезное, профессионального уровня оборудование, чем скейт-парк в сквере «Семьи, любви и верности», где основное предназначение — любительский уровень».
Действительно, весна 2021 года все изменила. В начале второй декады апреля строители получили разрешение на выполнение подготовительных работ на роллер-треке после зимнего периода. Данные работы заключаются в шлифовке уклонов и контркулонов, сушке и подготовке поверхностей трека к устройству специального покрытия, которое нанесут итальянские специалисты, и нанесению разметки. Как ожидается, этот процесс может быть организован в ближайшую неделю. Также, заказчиком роллер-трека, которым выступает ОАО «Беларуськалий» принял решение не размещать скейт-парк внутри трека, а построить экстрим-парк на отдельной площадке. Тендер на поставку конструкций и материалов экстрим-парка выиграла российская компания «SK PARK».



От проекта — к реализации
Проект экстрим-парка разработан специалистами ПУП «Калий-Проект» ОАО «Беларуськалий». Строительные работы ведет СУ-149 ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции». Экстрим-парк имеет общую площадь 0,64 га. Он расположился между лесопарковой зоной ул. Набережная и водохранилищем, будет иметь пешеходное сообщение с роллер-треком. Заасфальтирована основание парка, он будет обнесен ограждением. Как сообщил сетевому изданию str3.by главный инженер Электротехнического монтажного управления стройтреста № 3 Виталий Дубицкий, в ближайшее время звено электромонтажников Юрия Воробья проведет необходимые коммуникации и смонтирует 19 осветительных мачт по периметру экстрим-парка.
В сжатые сроки, за дней 10, специалисты СУ-149 выполнили устройство отдельной асфальтированной площадки с бортами, на которой разместится будущий экстрим-парк. В середине апреля на производственную базу СУ-149 начали поступать необходимые конструкции и материалы для монтажа всех модулей экстрим-парка. Их всех 9 и согласно техническому заданию они должны быть изготовлены и установлены с учетом требований Международной федерации World Skate. Часть из них уже смонтирована специалистами компании «SK PARK». По сути, на Набережной Солигорска, рядом с роллер-треком, экстрим-парк будет представлять собой спортивный кластер. Это современный формат спорткомплекса, объединяющий несколько площадок для различных дисциплин на одной территории.



Важно, чтобы экстрим-парк приняли те, для кого он предназначен
Сетевое издание str3.by пообщалось на строительной площадке со специалистами «SK PARK». Почти все члены команды компании — это спортсмены-профессионалы, которые при проектировании и создании скейт-парков учитывают пожелания райдеров, и тесно связаны с экстремальными видами спорта, такими, как скейтбординг, кик скутер, BMX, роллерблейдинг, а также с такими трендовыми уличными направлениями, как воркаут, паркур, стритбол, настольный теннис, любительское скалолазание и т.д. Звенья монтажников «SK PARK» на базе СУ-149 в Солигорске приняли фуры с комплектом конструкций и необходимых материалов, проделавшими долгий путь от производства в Керчи:
— Первым делом хочу сказать, что мы довольны качеством площадки, которое под экстрим-парк обеспечили строители СУ-149, потому что по опыту работы нам есть, с чем сравнивать, — говорит Александр, возглавляющий одно из звеньев монтажников «SK PARK». — К сборке и монтажу модулей приступили 21 апреля. Честно признаться, рады тому обстоятельству, что заказчик принял решение об отдельной площадке для скейт-парка. Это правильно. Внутри роллер-трека, как предполагалось ранее, девяти модулям было бы тесно. Большими по размерам будут два модуля по 19,7 на 13,5 и на 2 метра каждый и третий, самый крупный модуль «бол», размерами 25 на 18 и на 2,2 метра. Уже смонтированы две большие плазы и 3 фигуры поменьше. Всего из 9 модулей смонтировали уже 6. Ожидаем с материалами и конструкциями еще точно одну фуру.
Два звена, за которыми сегодня сборка экстрим-парка в Солигорске, за минувшие два года участвовали в монтаже площадок и элементов в следующих городах: Тюмень, Котовск Томбовской области, бетонный парк в Буе Костромской области, станица Запорожская, деревянный парк в Угличе, металлический парк в Сергиевом Посаде, Воронеж, Волгоград, Саки, Волхов, Истра, Сургут, Петрозаводск, Хантымансийск.
Монтажники обратили внимание на очень важное обстоятельство: имеет значение, чтобы парк приняли те, кто будет кататься в нем постоянно. Приемка именно ими, для кого и делается парк, — важный аспект. «Бывает как: мы сделаем фигуру, — разъясняет тонкости и особенности Александр. — Приезжают парни, которые профессионально катаются и состоят, например в сборной России, и выкатывают — смотрят, можно ли на наших фигурах делать безопасные и в то же время зрелищные трюки. Если была необходимость — по их просьбам мы немного меняли конфигурацию модулей, потому что им могли не понравится, например, выкат или приземление. В частности, в одном из городов Росcии, на флайбоксе, одной из главных центральных фигур в скейт-парках, созданной специально для выполнения красивых и зрелищных трюков в воздухе (представляют собой два радиуса, между которыми расположен плоский стол, плавно переходящий в приземление), ребятам было, например, жестковато приземляться, поэтому старт мы по их просьбе делали более пологий».


В Солигорске экстремальные виды спорта до этого времени существовали только в качестве элементов уличной субкультуры. Интересно, до ввода в эксплуатацию, кто в Солигорске из райдеров с соответствующим оптом и навыками катания мог бы оценить модули экстрим-парк? Ведь это очень важно — и для реноме объекта, отвечающего международным требованиям World Skate, и для безопасности, в первую очередь. Хотя, представители «SK PARK» успокоили, напомнив, что в Беларуси они монтировали скейт-площадки в Минске и Бобруйске. Наверняка, и местные райдеры, и гости оценят экстрим-парк по достоинству.
«Материалы экстрим парка — долговечны, — уверяют представители «SK PARK». — Но модули парка должны использоваться в соответствии с предназначением и уровнем подготовки райдеров или скейтеров, чтобы не нанести вред парку. Никто не застрахован от падений, но жесткие удары могут приводить к повреждениям поверхностей. Например, на BMX-велосипедах есть пеги — специальные металлические удлиннители в центре колеса. На них при выполнении трюков райдеры опираются или скользят на металлических рамах. При усилии пегами или ударе в фанеру происходит повреждения защитного покрытия модулей. Профессионал же знает, как и что, на каком модуле следует делать. На радиусе они не будут делать то, что следует выполнять на прямом участке. Новичок или любитель, приезжая в парк, об этом могут и не задумываться вовсе.
Из разговора с представителем «SK PARK» str3.by также узнало, что в зависимости от решения городов и заказчиков скейт-парки могут быть общедоступными или закрытыми, куда можно попасть лишь в снаряжении и за плату. Второй вариант — лучшее решение, когда во главу эксплуатации парка ставятся вопросы безопасности и его сохранности.
С представителем «SK PARK» трудно не согласиться: новый экстрим-парк в Солигорске, развитие целого направления спорта — это все здорово! Но, прежде всего, нужно поддерживать культуру катания и эксплуатации парка. Кто займется этим в нашем городе? Пока этот вопрос открыт. Кстати, в скейт-парке сквера «Семьи, любви и верности» уже не раз наблюдались конфликты интересов между родителями маленьких детей и райдерами. Родители настаивали на том, что скейт-парк общедоступное место для всех, а райдеры остерегали родителей от того, что маленькие дети, катаясь рядом с более подготовленными подростками, могут получить травмы.
Как добавил представитель компании, «SK PARK» также берет на себя гарантийные обязательства на металлические и деревянные конструкции парка.


Было бы правильно, чтобы подростки, увлеченные экстремальными видами спорта,
проходили первоначальную подготовку у профессионалов
«Не все из родителей сейчас, покупая энергичному сыну или дочери новое развлечение, вникают в технические нюансы и предназначение инвентаря — лишь бы детки за компьютером днями не сидели, — затронула тему газета «Рэспубліка». — Популярные у молодежи современные виды спорта, активный образ жизни, физическое самосовершенствование — это здорово. Но всегда ли такие занятия приносят одни лишь плюсы?»
Летом 2019 года в Витебске обсуждали происшествие в оборудованном скейт-парке вблизи Летнего амфитеатра — там разбился юный велосипедист. Специальную площадку, предназначенную для экстремальных видов спорта, тут же закрыли до выяснения причин ЧП. Расследованием занялся Следсвенный комитет. Горожане стали подозревать организаторов скейт-парка в нарушении правил установки оборудования. К сожалению, врачи не смогли спасти десятиклассника — он умер в больнице. Проверка проводилась достаточно долгий срок, и накануне открытия нового сезона уличных видов спорта официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова рассказала о ее итогах:
— Юноша тогда получил несовместимые с жизнью травмы. Место происшествия тщательно изучали наши следователи, они просмотрели записи камер видеонаблюдения, опросили родственников и свидетелей. Была назначена строительно-техническая экспертиза скейт-парка с целью установления его соответствия требованиям, предъявляемым к указанным объектам. Следователи безотлагательно затребовали и приобщили к делу проектную и разрешительную документацию. В итоге установлено: нарушений при оборудовании скейт-парка допущено не было. Это несчастный случай. Причина трагедии в том, что юноша проигнорировал требования безопасности — у него не было надлежащей экипировки, а технические характеристики используемого им велосипеда не подходили для занятий таким видом спорта.
На фотографиях, сделанных очевидцами в первые минуты после ЧП, видно: с десяток растерянных подростков находятся в скейт-городке тоже без специальных шлемов, наколенников и нарукавников. Значит, аналогичная беда могла случиться с каждым из них.

…Свыше полугода доступ в скейт-парк был закрыт. Сейчас здесь снова катаются дети, выделывая опасные трюки и соревнуясь в смелости и ловкости. Всюду расставлены предупреждающие таблички, каждый час по радио транслируются правила техники безопасности, но многие подростки по-прежнему без шлемов. Заведующий филиалом «Летний амфитеатр» Центра культуры «Витебск» Анатолий Васенда разводит руками:
— Мы делаем все возможное для предупреждения травматизма, но насильно заставить всех молодых людей соблюдать элементарные правила безопасности не в состоянии. У нас нет тренеров и инструкторов, специфика деятельности совсем другая. А скейт-парк — это место общего пользования, просто оборудованное на нашей территории. Каждый посетитель здесь отвечает сам за себя. Думаю, о безопасности детей прежде всего должны заботиться родители. Купили спортивный инвентарь ребенку — проконтролируйте, как он его использует. А вообще, было бы правильно, чтобы подростки, увлеченные экстремальными видами спорта, проходили первоначальную подготовку у профессионалов. Ведь такие трюки — вещь серьезная, и без постановки правильной техники их исполнения никак не обойтись. Как сейчас тренируются дети? Наверное, учатся друг у друга, с помощью интернет-роликов… Это опасно.
История в Витебске наталкивает на ряд вопросов: «Будут ли в экстрим-парке Солигорска профессиональные инструкторы и тренеры?», «Будет ли экстрим-парк укомплектован видеонаблюдением?», «Будет ли он оборудован звукоусиливающей аппаратурой, чтобы можно было озвучивать информацию о правилах безопасности?», «Вообще видеонаблюдение и звук предусмотрены проектом?», «Будет ли экстрим-парк общедоступным местом или все же закрытым, куда можно попасть за плату и только в снаряжении?».

Сроков окончания работ на роллер-треке и в экстрим-парке не называет ни подрядная организация, ни заказчик, ни проектировщик, ни поставщик скейт-парка. Вместе с тем, Белорусская федерация спорта на роликах и скейтбордах и первая профессиональная роллер-школа «ProSkating» анонсировали первые международные соревнования на роллер-треке в Солигорске 10-11 июля среди спортсменов из России, Украины, Прибалтики и Беларуси. Обсуждают свой приезд немцы, поляки, индусы, спортсмены из ОАЭ. Это наталкивает на выводы, что и роллер-трек, и экстрим-парк могут быть открыты и презентованы не позднее международных соревнований. Впереди еще День молодежи и День республики — два объективно подходящих праздника для торжественного открытия объектов.
ИСТОЧНИК: STR3.BY
"Солигорск - Новости"