Рождественское послание епископа Слуцкого и Солигорского Антония
Всечестные отцы, христолюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца поздравляю вас с праздником Рождества Христова и Новолетием.
«Таинство странное вижу и преславное: Небо — вертеп, Престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог», — поет в эти Рождественские дни Православная Церковь. Перед нашим внутренним взглядом встает давно знакомая картина. С одной стороны — ночной спящий Вифлеем, пещера на окраине города, ясли с новорожденным Младенцем, склонившаяся над Сыном юная Мать, Ее святой защитник и опекун Иосиф, волхвы и пастухи, спешащие поклониться Царю Иудейскому, радостное пение Ангелов и тихий свет звезды. С другой стороны — черствость горожан, закрывших перед приезжим бедным семейством двери домов и гостиниц, убийственная злоба Ирода, охваченного страхом за свой трон, холодный блеск Римской империи, которая через тридцать три года именем закона и порядка отправит Рожденного в Вифлееме на крест… Мы вспоминаем это Евангельское повествование, и многие из нас задаются вопросами: кто я, где я в этой системе координат? Где мое место: у яслей Христа, во дворце Ирода, в городе, жители которого не были злодеями, но из-за повседневных забот и хлопот не смогли узнать Мессию? Что нужно делать, чтобы сочетаться Христу, как мы торжественно обещали во Святом Крещении? Что такое христианские ценности, о которых сейчас принято говорить очень много и столь же неконкретно?
Христианство — это религия смелых сердцем. Нужно обладать незаурядным мужеством, чтобы поставить во главу угла своей жизни Евангельские истины. В мире господствует право сильного — а Церковь возвещает нам, что сила Господня в немощи совершается (см. 2 Кор. 12: 9). Мир приветствует игры на выбывание, в которых залогом успеха является жёсткость и агрессивность, — а Христос говорит, что землю наследуют кроткие (см. Мф. 5: 5). Мир фанатично исповедует культ власти и богатства, — а наш Спаситель так наставляет Своих учеников: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не <для того> пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20: 25-28).
И тем не менее, вопреки всему и вся, Ирода и всех его наследников ожидает поражение. Победу на поле истории одержит невинное Дитя, уже до Своего рождения отвергнутое гордым миром и поэтому увидевшее свет в пещере для скота, — Дитя, обреченное кресту, но с первых и до последних дней Своего земного странствия послушное Отцу Небесному. «Воистину, жестоко обманывается всякий вооруженный грешник, думая, что он сильнее невинного младенца. Нет в мире ничего сильнее чистоты и невинности. Ибо за чистыми и невинными стоят Ангелы Божии с пламенными мечами!» — восклицает сербский Златоуст. Сквозь долгие века, сквозь необозримые просторы, сквозь мирской шум и суету звучат слова Сына Божия, обращенные к нам: В мире скорбны будете; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33). Наш Господь — Победитель, и все, кто исполнят заповеди Его, станут соучастниками этой победы. Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим. <…> Что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его (Евр. 2: 5-8), — свидетельствует об этом апостол Павел.
Спаситель наш Христос, истинный Бог, ставший поистине Человеком, показал нам путь превосходнейший (1 Кор. 12: 31) — путь веры, надежды и любви. Нам надлежит идти по этому пути до конца, не оборачиваясь назад, чтобы душа наша не застыла соляным столпом, окаменев от эгоизма и равнодушия. Этот путь тернист, — но всякий, шествующий им, сможет не только стать гражданином Небесного Иерусалима, но и обрести счастье уже здесь, на земле. Ведь добро обладает удивительным свойством: чем больше отдает ближним человек — тем больше он непостижимым образом получает. Чем больше мы забываем о себе — тем быстрее к нам приходит осознание того, что наше сердце у Бога на ладони, и Он не оставит нас. «Доколе человек не почувствует, что Бог чрез него делает Свое дело, дотоле он слаб и немощен, неопределенен и сам себя презирает. Но когда человек почувствует, что Бог взял его в Свои руки, как кузнец — железо для ковки, он ощутит себя одновременно сильным и смиренным, ясным в поступках своих и хвалящимся Богом своим», — проповедует святитель Николай Сербский, и опыт многих подвижников доказывает правоту его слов. Стоит помнить и о том, что, по слову преподобного Паисия Святогорца, «Бог ждет, чтобы мы попросили Его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу».
Устремимся же к яслям, в которых почивает Богомладенец, и повергнем к их подножию всё самое лучшее, что у нас есть! Ладан горячей молитвы, смирна созидательных трудов, чистое золото любви к Господу и ближним пусть станут нашими дарами Спасителю.
Вы — свет мира (Мф. 5: 14), — благовествует нам Христос. А значит — каждый из нас может стать Вифлеемской звездой, указующей людям дорогу к Богу. Главное — творить добро, насколько это нам по силам, и скоро нам откроется, как много мы можем со Христом, укрепляющим нас.
Христос родился — Бог воплотился!Всех благ вам и вашим семьям в 2019 году!
С благословением и любовью Антоний, епископ Слуцкий и Солигорский.
Рождество Христово 7 января 2019 года
Слуцк — Солигорск
"Солигорск - Новости"